Как учить стихи с ребёнком.
Приятно, когда ребёнок с удовольствием сначала учит и
потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что надо делать, если
стихотворение надо выучить обязательно, а ребёнок не соглашается на это
«
ни за что на свете»?
Ребёнок может отказаться под разными предлогами:
«
Я не могу»,
«Я не хочу»,
или просто без объяснений взять и уйти
заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком
большой объём новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человека
просто пытается защититься от информационной перегрузки.
В этом случае помогает несколько маленьких хитростей. В
первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребёнка ( усыпить
его бдительность). «Хорошо,
- соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду
рассказывать, а ты за мной повторяй».
Обязательное условие, которое надо помнить:
рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребёнку
будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного
стресса.
Следующий шаг – выяснить, есть ли в стихотворение слова и
фразы, которые непонятны ребёнку. Выясняется это довольно просто: при повторении
малыш будет либо путать непонятные слова, либо вообще откажется повторять
строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить
ребёнку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как
ещё можно употреблять это слово (фразу).
Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс
заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока
ребёнок не начнёт рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не
следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и
вторая повторяется легко, то объединяем обе строчки. Затем можно приступать к
третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребёнок сможет выучить
всё стихотворение.
Ну а если и такой способ не помогает и ребёнок продолжает
противиться, придётся идти на крайнюю меру: надо взять ребёнка так, как берёт
нас реклама – бесконечным повторением. Начните декламировать стихотворение в
присутствии ребёнка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (
большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить
по одной - две фразе, в зависимости от их объёма. Очень важно, чтобы вам самим
это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете
их в круг, одну игрушку берёте на
«сцену»
- пусть она расскажет стихотворение для
остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну –две строчки своим,
отличным от остальных, голосом. В конце концов ребёнок включится в игру.
Многократное повторение – оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не
желаешь.
Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с
ребёнком больше двух строчек в один день. Неделя – вполне нормальный срок, чтобы
выучит к празднику нужное стихотворение.
Кстати, этот метод заучивания известен с древних времён.
Называется он «Система
накопления».
Именно его использовали индусы и другие народы при
передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода
состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом
повторении. Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать
выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые6 повторения
служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с
предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно.
Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребёнка, и он сможет
запоминать сразу несколько строчек.
Но индусские учёные предостерегают от преждевременного
заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна
приучаться к работе постепенно.
Несколько рекомендаций
1 Чтобы ребёнку учить стихи было легко и приятно, надо с
рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут
потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если мама с рождения рассказывает разные
стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребёнка развивается
естественным путём. К тому же, если ребёнку постоянно читают стихи, ему это
становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребёнка
не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
2 Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму.
Делайте с ребёнком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные
движения руками, качание туловищем и так далее.
3 Для разучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы
говорите строчку и бросаете мячик ребёнку. Он повторяет строчку и бросает мяч
вам обратно. Когда ребёнок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать
мяч на каждое слово.
4 Можно нарисовать стихотворение вместе с ребёнком. Это может
быть одна картинка, а может несколько, которые собираются в книжку.
5 Чтобы для ребёнка рифма была привычна и легка для
заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, нпр: Кисуля –
раскисуля, «ах,
какое блюдо, понравится даже верблюду»,
Антошка-картошка,
«кашка
для Сашки»
и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители
могут постоянно их использовать в общении с ребёнком.
этом случае
ребёнок не повторяет за вами слова. А каждый из вас говорит следующее слово в
момент, когда мяч оказывается у него в руках.
4 Можно нарисовать стихотворение вместе с ребёнком. Это может
быть одна картинка, а может несколько, которые собираются в книжку.
5 Чтобы для ребёнка рифма была привычна и легка для
заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, нпр: Кисуля –
раскисуля, «ах,
какое блюдо, понравится даже верблюду»,
Антошка-картошка,
«кашка
для Сашки»
и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители
могут постоянно их использовать в общении с ребёнком.