"Монтессори- Центр" г. Омск
МОНТЕССОРИ
монтессори
Главная Наша команда Фотогалерея Гостевая Контакты
 
О центре
Система монтессори
С миру по нитке
Практикум для родителей
Фотогалерея








    

     Методика раннего развития Марии Монтессори. 

 

Когда говорят о раннем развитии, имеют в виду интенсивное развитие способностей ребёнка от 0 до 3-4 лет. Учёные выяснили, что развитие клеток головного мозга к 3-м годам завершается на  70%, а к 6-7 годам на 90%. Значение первых лет жизни трудно переоценить.

После рождения детский организм начинает бурную деятельность – развивается зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Получение информации для ребёнка становится необходимостью. Мозг ребёнка выдерживает нагрузки, несравнимые с теми, что позволяют себе взрослые.

Включаются мощные механизмы адаптации, ребёнок приспосабливается к условиям его настоящей и будущей жизни. Основа всего этого – сравнение и информация. В раннем возрасте ребёнок подобен информационной губке, ему необходимо знать всё об этом  мире. Мария Монтессори называла эту особенность ребёнка «впитывающее сознание»

Наша задача – создать специальную жизненную среду для ребёнка, наполненную интересными и необычными объектами, дающими много самых разных ощущений: тактильных, зрительных, звуковых и т.д. Малыш может их разглядывать, изучать и манипулировать ими.

 Таким образом, мы расширяем его информационное пространство, и даём ему возможность удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире.

Каждый малыш – самостоятельная личность. Он сам вправе решать, как ему быть и чем заниматься.

Решать за него – преступление против личности. Именно здесь корень проблем с психикой и адаптацией в обществе. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка творческой личностью, достигшей успеха в выбранной им сфере. База для этого – умение самому добывать информацию, принимать решение, планировать свою деятельность – формируется в раннем возрасте.

 Итак, раннее развитие – это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.

Одна  из наиболее популярных методик раннего развития – это методика Марии Монтессори.

                Что такое Монтессори?

 

  Мария Монтессори - известный итальянский

  педагог начала 20-го века, неординарная

      личность, первая женщина-врач в Италии,              

     разработала уникальную методику раннего   

     развития детей.

    Эта методика не только выдержала проверку времени, но и получила всемирное признание. В Азии, Америке были созданы институты для изучения педагогических и дидактических идей Монтессори, открыты школы, в  которых учатся миллионы детей.

    Её метод основан на наблюдении за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.

Основной принцип Монтессори-педагогики – подвигнуть ребёнка к самовоспитанию, самообучению, саморазви-тию.

Девиз метода«Помоги мне сделать это самому». По мнению М.Монтессори, у ребёнка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того, чтобы малыш образовывал себя, ему нужно вовремя создать необходимые условия, подкидывать уголёк «в топку его ума». Обучать для Марии Монтессори – это значит:

·       создать развивающую среду

·       вместе с детьми выполнять несколько чётких и простых правил

·       не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми

Таким образом взрослые устанавливают порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но только в своём собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям. Монтессори – учитель даёт ребёнку возможность самому выбирать пособия. От учителя требуется только помочь  освоить тот или иной материал и наблюдать, как происходит  развитие малыша. Под развивающей средой понимаются  монтессори – материалы, расположенные  в  определённой логической последовательности  в  специальном помещении (классе), где всё удобно для детей и каждый материал находится на  своём месте и доступен для ребёнка.

   Монтессори-материалы  разработаны М.Монтессори,  её помощниками и последователями. Пособия постоянно совершенствовались, отбраковывались в процессе эксперимента и  оставлялось лишь то, что действительно давало хорошие  результаты.

   Монтессори-материалы привлекательны, соответствуют возрасту, расположены так, чтобы помочь ребёнку упорядочить постижение окружающего мира. В них заложена возможность самому находить свои ошибки и исправлять их. Они требуют от ребёнка мелких движений, аккуратности и точности. Так как пособий очень много, они систематизированы, а класс разделён на зоны развития.

 

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?

Весь педагогический и игровой материал лежит на полках. Он всегда доступен (в отличие от традиционных групп детского сада, где большая часть пособий и игр разложена по шкафам и вынимается только воспитателем).

класс - это и есть обучающая среда. Она делится на 5 зон:

·       Зона практики - то есть то, что нужно в повседневной жизни, обслуживание себя, уход за окружающей средой и навыки социальной жизни. Параллельно идет подготовка руки к письму за счет развития мелкой моторики. Даже счет уже здесь идет. Дети учатся:
- пересыпать из различных емкостей, переливать из сосуда в сосуд
- подметать (щетка, совок)
- шнуровать, застегивать пуговицы, молнию, кнопки - на специальных стендах -пособиях
- мыть руки
- забивать гвозди, вкручивать шурупы
Обучение в этой зоне дисциплинирует и подводит к восприятию более сложного материала в следующих зонах.

·       Зона сенсорики. Здесь ребята "вручную" знакомятся с понятием величин, размеров, форм, разными материалами.

·       Зона языка.

·       Зона математики дает такие понятия:
- сложение, вычитание
- возведение в степень
- таблица умножения, деления
- дроби

·       Зона космоса (окружающий мир, человек в нем, его восприятие окружающего).

 Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования.

  Малыш общается с материалом самостоятельно, учится ставить цель и достигать её. Это способствует развитию его независимости от окружающих. Дети делают выводы самостоятельно и совершают свои открытия, а не получают всё в готовом виде.

     Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

    В садиках и группах Монтессори ребёнка учит сама окружающая среда.

                                                                     По книге В.Г. Дмитриевой «Методика   

                                                                       раннего развития Марии Монтессори.»

 

 

 

     Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 -1952) снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека.
М. Монтессори строила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях. Как можно чему-то научить ребенка, если он, как автомат, выполняет, лишь то, что предписывается преподавателем!? В таких условиях дети

не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную  природу.

 Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной-доктором медицины. Она создала медико-педагогический институт для детей с ограниченными возможностями, где разработала дидактический материал. Основная идея заключалась в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. И когда на олимпиаде в Риме в 1900 году воспитанники Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению – это стало настоящей сенсацией! Легендарны слова М. Монтессори:    «Что надо было сделать со здоровыми детьми, что бы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!» И Мария Монтессори начинает работать с обычными детьми. Стремясь опереться на современные научные знания, она поступает на философский факультет, изучает труды французских ученых - Сегена, Итара, ведет переписку с детским психологом Анной Фрейд,

работает с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и др.
 М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сенситивные периоды. Сенситивные периоды- промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Так, от 0 до 6 лет, в несколько этапов, у малыша проходит и сенсорное развитие, и развитие речи. Важный период (в среднем с 2,5 до 6 лет) – т.к. у детей возникают и закрепляются социальные навыки. Идеальное время приучить ребёнка к порядку – до 3 лет. В работах М. Монтессори вы можете познакомиться и с другими сенситивными периодами.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, Но может предоставить ребенку такую дидактическую среду, где ни в коем случае малыш не пропустит свои сенситивные периоды.

 

 

 

            Монтессори? Да знаем мы эту систему...
                    (Журнал "Дети" №8(18) 2004г.)

Начало 90-х годов явило нам возрождение системы Марии Монтессори в России. Медленно, но верно формируется в нашей стране положительный образ популярной во всём мире методики воспитания и развития детей. Но до сих пор существуют заблуждения по поводу этой уникальной системы.

Остановимся на 5-ти особенно устойчивых.

1-е заблуждение. Эта система годится только для детей с особенностями развития.

Базируется это заблуждение на том факте, что первоначально М. Монтессори действительно работала с детьми с отставанием в развитии. Использовала она сенсорные материалы известного в то время врача психиатра Э. Сегена. Исследовала и применила на практике его методы работы с детьми, творчески их переработав. Много материалов придумала сама. В результате стала формироваться система, позволяющая ребёнку развиваться в присущем ему темпе.

Особые методические приёмы позволяли даже таким детям чувствовать себя успешными и уверенными в своих силах.

А, когда они показали результаты, сравнимые с результатами детей обычных школ, это навело Марию Монтессори на мысль о том, что система универсальна, т.е. она действует эффективно независимо от того, быстро ребёнок развивается или медленно.

Именно в это время она знакомится с фабрикантом Э. Таламо, который финансирует создание школы нового типа. Это не было актом благотворительности богатого человека. Фабрикант был заинтересован в обучении своих будущих рабочих. А эта новая система обучения позволяла надеяться на высокий уровень знаний и, что самое главное, на умение будущих специалистов действовать и мыслить самостоятельно.

Мария реализует свои идеи на этой уникальной экспериментальной площадке.

Её система свободного воспитания и развития ребёнка становится одной из самых популярных в мире. Система даёт возможность полностью выявить и реализовать способности ребёнка.

И не важно талантливый ли это ребёнок, ребёнок обычных способностей или ребёнок с особенностями развития.

2-е заблуждение. Это молчаливая методика.

Одно из правил для взрослого, работающего с ребёнком, М. Монтессори действительно сформулировала так: "Веди счёт словам своим". Означает это вот что. Когда взрослый показывает ребёнку упражнение с тем или иным методическим материалом, в большинстве случаев достаточно просто показать, чтобы ребёнок повторил действия взрослого. Опыт работы с детьми показывает, что комментарии в этот момент мешают ребёнку сосредоточиться.

Такой пример: когда дети играют в песочнице и рассыпают песок на пол, педагог берёт щётку и совок и подметает пол. Если ребёнок испугался, ему спокойно говорят: "Не беда, пол можно подмести. Посмотри, как я это делаю". Через какое-то время ребёнок в подобной ситуации сам берёт совок со щёткой и подметает пол.

Есть ещё очень важный момент в самостоятельной работе или игре ребёнка — это момент концентрации внимания.

В этот момент даже слова похвалы могут разрушить это очень важное для ребёнка состояние. Дети 3-х — 6-ти лет в школе Монтессори сами ощущают важность этого момента. Даже, если они наблюдают за работой другого ребёнка, они делают это молча.

Что же касается развития речи, то системой предусмотрены особые упражнения, предназначенные для формирования грамотной и связной речи. А старшие дети получают уникальный опыт публичных выступлений, делая сообщение или доклад на заинтересовавшую их тему перед группой детей.

Нужно сказать, что большинство детей в школе Монтессори обычно рано начинают читать.

Но, самое главное, они понимают, зачем им нужно чтение и сохраняют любовь к нему навсегда.

3-е заблуждение. Дети так много знают и умеют, что им не интересно в обычной школе.

В самом деле выпускники школы Монтессори большие эрудиты. Их интересы многообразны: от строения человека до теории возникновения вселенной. Многие умеют складывать 4-х значные числа, знают таблицу умножения, возводят числа в квадрат, говорят и читают по-английски и ещё много всего.

Понятно, что эти дети идут в престижные школы. Родителям можно посоветовать только одно — искать не школу, а учителя. А, поскольку, родители за 3-4 года посещения школы Монтессори уже представляют, какого учителя они хотели бы для своего ребёнка, ошибки очень редки. Именно такой учитель сделает этого ребёнка своим помощником.

Ведь дети Монтессори могут организовать не только свою деятельность, но и помочь в этом другим. У них есть опыт оказания помощи малышам и друг другу, они терпеливы и доброжелательны.

Они знают, что ошибка позитивна, и, поэтому, терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться и принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться.

4-е заблуждение. Занятия в классе Монтессори утомляют ребёнка.

Нужно сказать, что класс Монтессори очень отличается от привычного

школьного класса. Здесь нет парт и доски, к которым мы так привыкли в школе. Здесь лёгкие столы, которые могут перенести два ребёнка в любое подходящее для работы место. Вдоль стен стоят полочки, на которых расположены дидактические материалы Монтессори — то, с чем работают дети во время занятий.

Очень важно для настоящего класса Монтессори большое свободное пространство. На этом пространстве дети могут устроиться со своей работой прямо на полу, используя для этого небольшие коврики. Дети могут работать даже лёжа.

Свободно передвигаясь по классу, ребёнок сам выбирает на полочках интересующий его материал, находит подходящее место для работы.

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты "закутке" с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою.

Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда.

5-е заблуждение. Если ребёнок в школе Монтессори делает всё, что ему нравится, он не сможет подчиняться правилам обычной школы.

Под свободой у Монтессори подразумевается не вседозволенность,

а свобода выбора. Дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься. Выбирают и место, где они устроятся. И заниматься они будут столько, сколько захотят. Но юные студенты Монтессори живут по правилам, которым они быстро и охотно начинают подчиняться.

Правила эти понятны детям, потому что они помогают им сосуществовать так, чтобы всем было удобно.

Ребёнок обходит коврики, на которых работают другие дети, чтобы не разрушить только что возведённую башню или не перемешать буквы в выложенном на коврике слове. И у него появляется уверенность, что и его работу не сломают, не испортят. Что ж, очень понятное правило.

Другое правило: разговаривать в классе во время работы тихо. Тогда всем будет слышно, и никто никому не будет мешать.

Разумность этих правил не подлежит сомнению. И дети начинают понимать, что так жить легче. Когда же они попадают в начальную школу, они очень легко принимают новые правила. Ведь они по собственному опыту знают, что правила помогают, а не мешают.

 
 





                                                                                       
Copyright © 2010, Монтессори-Центр.
Разработка VP
Hosted by uCoz