"Монтессори- Центр" г. Омск. Подкорытов Владислав
МОНТЕССОРИ
монтессори
Главная Наша команда Фотогалерея Гостевая Контакты
 
О центре
Система монтессори
С миру по нитке
Практикум для родителей
Фотогалерея


Яндекс.Погода













                                                                                       

 

Развитие речи у детей

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми в возрасте 4-6 лет, стимулировать их выразительность речи, речевую активность, расширять словарь, вырабатывать способность к складному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но речевые навыки лучше развивать в свободном общении с малышом и в творческих играх, чем каждый день заставлять заниматься.

Используйте для подобных занятий то, что окружает вашего ребенка дома, в детском саду, на улице. Можно вводить в его словарь как названия предметов, так и их деталей и частей.— "А что есть у дерева?" - "Корень, ветки, листья..." К данному возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (темно-зеленый, розовый, малиновый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему всевозможные вопросы: " Какого цвета? Из чего сделан? Зачем он нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть всяческие признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?" — "Дом, человек, дерево..." — "А что выше — человек или дерево?» Так дети учатся обобщать, сравнивать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Холодным? Гладким? Твердым? и т. д.

Разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок и других художественных творений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Безусловно, происходит все это постепенно.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Дети с удовольствием передают сюжеты мультфильмов, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и без помощи взрослого он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Вначале ему придется чутко их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они отличаются друг от друга, а чем похожи. Учтите, описание различий для многих малышей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им нижеперечисленные творческие задания.

Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень медленно и очень быстро, делая неправильное ударение на словах. Изменив интонацию, можно веселое стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.

Рассказы по картинкам
Подберите несколько картинок, связанных общим сюжетом. Вначале смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку нелегко поначалу, задайте пару вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить раньше, а что будет потом.

Вспомни случай
Выберите с малышом какое-нибудь событие, в котором вы вместе не так давно участвовали. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, чем занимались. Вспоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Всегда под рукой
Всем взрослым знакомы обстоятельства, когда младенца тяжело чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Для таких случаев носите с собой фломастеры или хотя бы просто ручку. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — удивляющаяся, третья — печальная. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совершенно маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда вы заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как младенец пинался у вас в животе, когда еще не появился на свет. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж
Вы с крохой побывали в какой-то поездке только вдвоем, без папы и других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций применяйте фотокарточки или видеосъемки. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без внушающих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно он запомнил, что для него оказалось интересным, значительным. Если начнет фантазировать, не перебивайте. Речь ребенка развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

Измени песню
Детям нравится петь о своих игрушках, о себе и своей семье и о том, что они видели на прогулке. Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет в меру связным, немало повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой вариант переделанного текста.

Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с крохой смотреть забавный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про экстренное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. И не забудьте поблагодарить вашего рассказчика.

 

 







Copyright © 2010, Монтессори-Центр.

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz