Как подготовить к школе гиперактивного ребенка?
Для того, чтобы ребенок хорошо адаптировался в школе и успешно учился,
он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые
называют школьнозначимыми познавательными функциями, прежде всего, они
обеспечивают способность ребенка заниматься учебной деятельностью,
сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагогов.
Одним из главных показателей такой готовности является организация
деятельности ребенка. Нарушение организации деятельности и внимания -
характерная особенность непосед. Напомним, как это чаще всего
проявляется: В 5-6 лет:
воспринимает словесную инструкцию (задание), но, начиная выполнять его,
делает много ошибок, нередко выполняет только часть задания;
быстро отвлекается и не может сосредоточенно работать, не доводит работу
до конца;
не умеет работать по плану, действует методом проб и ошибок
(бессистемно, хаотично);
способен принять помощь взрослого, но сам, как правило, не вносит
исправления по ходу деятельности.
Особое внимание необходимо уделить развитию речи, памяти, моторных
функций: зрительного и зрительно-пространственного восприятия.
зрительно-моторных координации. - тех функций, на основе которых идет
формирование базовых учебных навыков, (письмо, чтение, счет).
Планируя работу по подготовке к школе, необходимо сформировать у ребенка
навыки самостоятельной работы. Прежде всего, нужно упорядочить режим
дня. Ребенок должен не только твердо знать, но и привыкнуть к тому, что
в определенное время он встает, гуляет, занимается, кушает. В этом
случае ему легче организовать свою работу, выработать правильные
привычки.
Днем гиперактивных детей бывает трудно уложить спать. В таких случаях
можно почитать ребенку, а он пусть полежит. Еще сложнее бывает угомонить
такого ребенка вечером, особенно в тех случаях, когда вечером после
работы собирается вся семья, затеваются шумные игры.
После ужина желательно минут сорок погулять с ребенком, он может принять
теплый душ, а потом можно сделать легкий, расслабляющий массаж -
погладить спинку, ноги, руки, погладить по голове. Можно спеть песенку,
но не стоит корить ребенка за какие-то проступки, совершенные им в
течение дня. Если необходимо в какой-то день изменить режим дня, то
нужно предупредить ребенка об этом заранее, обсудить с ним предстоящее
посещение театра, поездку за город, поход в гости и т.п. В режиме для
непоседы обязательно должны быть подвижные игры. Они дают ему разрядку,
позволяют нормализовать состояние. У ребенка 5-6 лет суточный объем
двигательной активности должен быть не менее 2 часов, (это и зарядка, и
игры на воздухе, и прогулка).
Часто родители задают вопрос: "Сколько нужно заниматься с ребенком,
чтобы подготовить его к школе?" На этот вопрос нет однозначного ответа.
Это зависит не только от ребенка, но и от того, чему вы хотите его
научить. Наверное необходимо помнить, что ребенок - дошкольник учится
постоянно - разговаривая с вами, расспрашивая вас, гуляя, читая вместе с
вами книжку, "мешая" вам во время приготовления обеда или уборки
квартиры. Поэтому какую-то часть необходимых представление, сведений,
знаний ребенок получает, не садясь специально за письменный стол
заниматься. И это правильно и замечательно! Непоседы, часто, задав
вопрос и не выслушав ответа, задают следующий, и взрослые, просто
перестают отвечать на них. Задача взрослых не только ответить, но и
зафиксировать внимание ребенка и на самом вопросе, и на ответе. Еще
лучше, если взрослые научатся правильно задавать вопросы сами, заставляя
ребенка наблюдать, анализировать, классифицировать.
|