Игры для развития речи ребенка
Как утверждают специалисты, речь ребенка в возрасте от
одного года до трех лет очень хорошо развивать в игре. Поскольку психология
маленьких детишек этого возраста устроена так, что если ребенку не интересно, он
просто-напросто откажется заниматься какими-либо делами.
В статье «Игры для развития речи ребенка» приводятся описания игр, которые в
равной степени подойдут как говорящим, так и молчаливым детишкам. Разница между
говорящими и молчаливыми детишками будет лишь в том, что первый сам ответит на
определенные в процессе игры вопросы, а второй будет кивать в знак согласия,
показать необходимую игрушку, нарисовать что-то в ответ.
Для развития речи важно работать над слухом, пониманием речи, дыханием, ручной
моторикой и моторикой всего тела, ритмом, выразительностью, тренировать органы
артикуляции (губы, язык), обогатить словарь.
В данной статье с целью развития речи ребенка предлагаются игры с контейнерами
от «киндер-сюрприза», так как они очень просты, компактны, и доступны в
применении. Итак:
Игра «Дрессировщик»
Цель данной игры – работать над пониманием речи.
Для начала понадобится всего один контейнер. Взрослый выступает в роли
дрессировщика, а ребенок выполняет указания. «Изобрази, что мы выступаем на
арене цирка. Я дрессировщик, а ты
фантастическое животное. Нужно
выполнять волшебные команды.» Придумайте простые команды, понятные ребёнку:
«Алле – ап, на диван!», «Алле – ап, под одеяло!»… Далее можно использовать 2
контейнера для последовательного выполнения команд: «Один контейнер положи на
пол, а другой положи себе в карман»…
В этой игре ребёнку обязательно нужно попробовать роль дрессировщика, так как
повелительное наклонение в норме усваивается очень рано («Мама, ням!», «Папа,
ди!»…).
Игра «Подъемный кран»
Цель игры – тренировка мышц рта.
Понадобятся 3 желтых контейнера, а точнее 6 их половинок. Нужно кому-нибудь из
взрослых положить контейнеры на стол, а ребенку при помощи захвата губами
перенести их на стул.
Если
детали окажутся
чересчур крупные для вашего ребенка, то имеет смысл заменить их на
киндер-игрушки, но не слишком маленькими, чтобы младенец их не проглотил.
Постепенно увеличиваете количество деталей.
Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы. Например, «Что мы
строим?», «Кто в доме будет жить?»
Игра «Кораблики»
Цель игры – развитие сильного плавного выдоха.
Налейте в таз или какую-нибудь большую емкость воды. Поместите туда 3 пустых
контейнера. Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому.
Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребенка может
закружиться голова. Позже эту игру можно проводить во время купания в ванной.
Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: «Какая погода на
море?».
Игра «Песенка-чудесенка»
Цель игры – пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и].
Гласные звуки отвечают за красоту и выразительность речи, поэтому важна их
четкая артикуляция.
Понадобятся 4 желтеньких контейнера (по одному на каждый звук). На каждом
следует нарисовать рожицы (глазки, носик, губы, ушки) с артикуляцией нужного
звука.
Ребенку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук
придется петь.
Затем следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например,
«А-а-а-у-у-у!») и на разные интонации (задорные, колыбельные и т.д.).
Пока ребенок отдыхает между исполнением песен, задавайте вопросы: «Как зовут
певца?» и т.п.
Игра «Таинственный мешочек»
Цель игры – узнавание предметов наощупь.
Понадобится непрозрачный пакетик или мешочек, в который следует положить
предметы овальной и круглой форм.
Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть ребенок их
потрогает. Далее ребенок найдет нужный предмет наощупь. «У тебя на ручках есть
волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, киндер».
Задавайте малышу вопросы о предмете, который он достанет: «Что это?», «Как можно
играть с мячиком?» и т.д.
Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только ребенок освоит
правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы
участие нескольких ребятишек и взрослых. Следите за своей речью, поведением и
движениями, так как занятия с малышом до трёх лет основаны на подражании
взрослому.
Каждый речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому
речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть
непродолжительны по времени и интересны по содержанию.
Игры для развития речи
Развитие речи, бесспорно, очень близко связано с общим
развитием мышления малыша, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие
игры, которые направлены на развитие мышления, логики, чтение книг и общение,
определенным образом развивают речь ребенка. Но существуют и игры для развития
речи детей.
Такие игры для развития речи детей, позволяют ребенку научиться сравнивать
предметы, явления, способствуют наблюдательности и развитию речи.
Упражнения и игры для развития речи вы можете использовать для маленьких
детишек, дошкольников, а также для школьников младших возрастов. Стоит только
выбирать подходящие для их возраста задания.
Если вы с ребенком будете своевременно и регулярно заниматься играми для
развития речи, то у вас не будет лишних поводов обращаться к специалистам, а
вашему чаду будет интересно общаться с его ровесниками и взрослыми.
Игра для развития речи «Что бывает?»
Суть этой игры для развития речи в том, что к исходному слову-прилагательному
подбирают существительное: к примеру, «красный» – кубик,
яблоко, помидор и т. д.
Далее детям можно предложить назвать все, что бывает пушистым, веселым, смешным,
холодным, злым, добрым, тихим, громким, гладким, колючим, быстрым, и т.п. При
этом необходимо убедиться, что смысл слова понимается ребенком.
Игра для развития речи «Цепочка слов»
Эта игра для развития речи используется с детьми старшего дошкольного возраста и
проводится, по большей части, в словесном варианте, потому что предугадать
детские ответы и одним духом подобрать к ним соответствующие картинки бывает
достаточно непросто.
Суть этой игры для развития речи заключается в подборе слов – существительных и
прилагательных, которые характеризуют в своем слиянии какой-нибудь объект
похожими признаками. Например: холодный – мороженое, ветер; не умеет летать –
кошка, собака и т.п. Одним словом, дети
составляют цепочку из слов, где отдельные слова- соединены между собой.
Например, исходное слово – «зайчик».
Зайчик какой?
Белый, пушистый, серый...
Что еще бывает серым?
Туман, телевизор, платье...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, старым...
Что еще может быть старым?
Игрушка, одежда, радио... и т. д.
Игра для развития речи «Кто что делает?»
Как утверждают специалисты, эта игра для развития речи обогащает лексический
запас детишек словами-действиями (глаголами) и позволяет не только
активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств
воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов
организации игрового
действия.
а) Для игры по развитию речи необходим набор предметных картинок (картина,
клубок ниток, газета, зонт, часы, собака, кошка и др.). Детям показывают по
одной картинке и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»
Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, которые отражают конкретное
применение предмета, а дети указывают на нужную картинку. Например: «Кто дом
сторожит? Кто мышей ловит? Что можно читать? Как узнать, сколько времени?» и
т.д.
б) Со старшими дошкольниками игра для развития речи может проводиться без
наглядной основы. Ведущий называет явление, предмет, а дети по очереди называют
действие, выполняемое этим
объектом, и
слово-существительное для следующего малыша. Например, ведущий говорит:
«Машина». Малыш отвечает: «Едет. Художник». Следующий ребенок продолжает:
«Рисует. Рука» и т. д.
Далее к одному слову придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» – воет,
пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, тучи разгоняет и т. п.
в) Эту же игру для развития речи можно усложнить за счет употребления
невербальных средств выразительности: мимики, жестов, пантомимики. Задача детей
– назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, ведущий
поднимает обе руки – это действие может обозначать и вывешивание белья на
веревку, и поднятие какого-нибудь предмета.
г) Более сложный вариант игры для развития речи заключается в совмещении
словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового
действия необходимы мягкие игрушки – кошка и собака. После того как дети
рассмотрели и поиграли с ними, предложите описать внешний вид этих игрушек,
местожительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят.
Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, жест,
позу, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств.
Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная
активность (память, воображение). В следующий раз можно применять другие
объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых
заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими
детьми.
|