"Монтессори- Центр" г. Омск.
МОНТЕССОРИ
монтессори
Главная Наша команда Фотогалерея Гостевая Контакты
 
О центре
Система монтессори
С миру по нитке
Практикум для родителей
Фотогалерея


Яндекс.Погода













                                                                                       

 

Игры для развития речи ребенка

 

Как утверждают специалисты, речь ребенка в возрасте от одного года до трех лет очень хорошо развивать в игре. Поскольку психология маленьких детишек этого возраста устроена так, что если ребенку не интересно, он просто-напросто откажется заниматься какими-либо делами.

В статье «Игры для развития речи ребенка» приводятся описания игр, которые в равной степени подойдут как говорящим, так и молчаливым детишкам. Разница между говорящими и молчаливыми детишками будет лишь в том, что первый сам ответит на определенные в процессе игры вопросы, а второй будет кивать в знак согласия, показать необходимую игрушку, нарисовать что-то в ответ.

Для развития речи важно работать над слухом, пониманием речи, дыханием, ручной моторикой и моторикой всего тела, ритмом, выразительностью, тренировать органы артикуляции (губы, язык), обогатить словарь.

В данной статье с целью развития речи ребенка предлагаются игры с контейнерами от «киндер-сюрприза», так как они очень просты, компактны, и доступны в применении. Итак:

Игра «Дрессировщик»
Цель данной игры – работать над пониманием речи.
Для начала понадобится всего один контейнер. Взрослый выступает в роли дрессировщика, а ребенок выполняет указания. «Изобрази, что мы выступаем на арене цирка. Я дрессировщик, а ты
фантастическое животное. Нужно выполнять волшебные команды.» Придумайте простые команды, понятные ребёнку: «Алле – ап, на диван!», «Алле – ап, под одеяло!»… Далее можно использовать 2 контейнера для последовательного выполнения команд: «Один контейнер положи на пол, а другой положи себе в карман»…

В этой игре ребёнку обязательно нужно попробовать роль дрессировщика, так как повелительное наклонение в норме усваивается очень рано («Мама, ням!», «Папа, ди!»…).

Игра «Подъемный кран»
Цель игры – тренировка мышц рта.
Понадобятся 3 желтых контейнера, а точнее 6 их половинок. Нужно кому-нибудь из взрослых положить контейнеры на стол, а ребенку при помощи захвата губами перенести их на стул.

Если
детали окажутся чересчур крупные для вашего ребенка, то имеет смысл заменить их на киндер-игрушки, но не слишком маленькими, чтобы младенец их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество деталей.

Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы. Например, «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»

Игра «Кораблики»
Цель игры – развитие сильного плавного выдоха.
Налейте в таз или какую-нибудь большую емкость воды. Поместите туда 3 пустых контейнера. Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому.

Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребенка может закружиться голова. Позже эту игру можно проводить во время купания в ванной.

Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: «Какая погода на море?».

Игра «Песенка-чудесенка»
Цель игры – пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и].
Гласные звуки отвечают за красоту и выразительность речи, поэтому важна их четкая артикуляция.

Понадобятся 4 желтеньких контейнера (по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы (глазки, носик, губы, ушки) с артикуляцией нужного звука.

Ребенку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук придется петь.
Затем следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например, «А-а-а-у-у-у!») и на разные интонации (задорные, колыбельные и т.д.).
Пока ребенок отдыхает между исполнением песен, задавайте вопросы: «Как зовут певца?» и т.п.

Игра «Таинственный мешочек»
Цель игры – узнавание предметов наощупь.
Понадобится непрозрачный пакетик или мешочек, в который следует положить предметы овальной и круглой форм.

Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть ребенок их потрогает. Далее ребенок найдет нужный предмет наощупь. «У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, киндер».

Задавайте малышу вопросы о предмете, который он достанет: «Что это?», «Как можно играть с мячиком?» и т.д.
Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только ребенок освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы участие нескольких ребятишек и взрослых. Следите за своей речью, поведением и движениями, так как занятия с малышом до трёх лет основаны на подражании взрослому.

Каждый речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию.

 

Игры для развития речи

 

Развитие речи, бесспорно, очень близко связано с общим развитием мышления малыша, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, которые направлены на развитие мышления, логики, чтение книг и общение, определенным образом развивают речь ребенка. Но существуют и игры для развития речи детей.

Такие игры для развития речи детей, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и развитию речи.

Упражнения и игры для развития речи вы можете использовать для маленьких детишек, дошкольников, а также для школьников младших возрастов. Стоит только выбирать подходящие для их возраста задания.

Если вы с ребенком будете своевременно и регулярно заниматься играми для развития речи, то у вас не будет лишних поводов обращаться к специалистам, а вашему чаду будет интересно общаться с его ровесниками и взрослыми.

Игра для развития речи «Что бывает?»
Суть этой игры для развития речи в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное: к примеру, «красный» – кубик,
яблоко, помидор и т. д.
Далее детям можно предложить назвать все, что бывает пушистым, веселым, смешным, холодным, злым, добрым, тихим, громким, гладким, колючим, быстрым, и т.п. При этом необходимо убедиться, что смысл слова понимается ребенком.

Игра для развития речи «Цепочка слов»
Эта игра для развития речи используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, по большей части, в словесном варианте, потому что предугадать детские ответы и одним духом подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно непросто.
Суть этой игры для развития речи заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, которые характеризуют в своем слиянии какой-нибудь объект похожими признаками. Например: холодный – мороженое, ветер; не умеет летать –
кошка, собака и т.п. Одним словом, дети составляют цепочку из слов, где отдельные слова- соединены между собой. Например, исходное слово – «зайчик».

Зайчик какой?
Белый, пушистый, серый...
Что еще бывает серым?
Туман, телевизор, платье...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, старым...
Что еще может быть старым?
Игрушка, одежда, радио... и т. д.


Игра для развития речи «Кто что делает?»
Как утверждают специалисты, эта игра для развития речи обогащает лексический запас детишек словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов
организации игрового действия.

а) Для игры по развитию речи необходим набор предметных картинок (картина, клубок ниток, газета, зонт, часы, собака, кошка и др.). Детям показывают по одной картинке и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»
Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, которые отражают конкретное применение предмета, а дети указывают на нужную картинку. Например: «Кто дом сторожит? Кто мышей ловит? Что можно читать? Как узнать, сколько времени?» и т.д.

б) Со старшими дошкольниками игра для развития речи может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет явление, предмет, а дети по очереди называют действие, выполняемое этим
объектом, и слово-существительное для следующего малыша. Например, ведущий говорит: «Машина». Малыш отвечает: «Едет. Художник». Следующий ребенок продолжает: «Рисует. Рука» и т. д.
Далее к одному слову придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» – воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, тучи разгоняет и т. п.

в) Эту же игру для развития речи можно усложнить за счет употребления невербальных средств выразительности: мимики, жестов, пантомимики. Задача детей – назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, ведущий поднимает обе руки – это действие может обозначать и вывешивание белья на веревку, и поднятие какого-нибудь предмета.

г) Более сложный вариант игры для развития речи заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки – кошка и собака. После того как дети рассмотрели и поиграли с ними, предложите описать внешний вид этих игрушек, местожительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят.

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, жест, позу, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно применять другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.

 







Copyright © 2010, Монтессори-Центр.

Hosted by uCoz